Статья Виктора Тяпко об отдыхе и рыбалке на Ахтубе в октябре 2009 года. Часть 4
Виктор Тяпко
Утро, как и положено, началось с приготовления завтрака. Те щуки, которых мы поймали за два дня, были пущены на фарш. Сегодня мы готовим котлеты. Не хочу раздражать аппетит у читателей, скажу только одно - таких вкусных я еще не ел! Их получилась большая кастрюля, так что, будет чем и поужинать.Мы уже настолько привыкли к тому, что каждый день погода преподносит сюрпризы, что не удивились бы, если б с неба посыпались камни.
За ночь атмосферное давление немного упало, задул свежий восточный ветер. Наши экипажи в полном составе, мы намерены порыбачить в Мангуте. В целях экономии бензина, да и просто, чтобы не тратить попусту время, решили до протоки идти троллингом. Второй экипаж ушел немного ниже базы, чтобы обследовать большую акваторию. Воблеры за борт, и все внимание на эхолот. Вначале глубины были от двух до четырёх метров, я забросил Crank Scouter F-G от Daiwa, длиной шесть сантиметров и весом десять грамм. В теле воблера есть капсула со смещающимся при забросе к хвостовой части металлическим шариком – стандартное решение для улучшения полётных качеств, тем не менее, мне пришлось дополнительно стравить метров двадцать плетенки для большего заглубления. В отличие от меня, коллеги скромничать не стали, - Сергей запустил 30-граммового Fighter’а от Jaxon с заглублением от 3.5 до 6 метров. Несмотря на минимальную разницу в весе с Crank Scouter, эта модель выглядела более внушительно, и чем-то напоминала карася с плоским и высоким телом. У Антона 18-граммовый «Predator» той же фирмы, цвет вызывающий – оранжевый; я еще подумал, что в жизнь не поставил бы такого клоуна.
Волна бьёт в правый борт лодки, я сижу на носу, и, как говорится, жизни радуюсь. Мой воблер идет у самого дна, время от времени выбивая из него облачко мути. Я даже не успел мыслями куда-то улететь, как у Антона уже поклевка. Пришлось возвращаться на грешную землю, быстро выматывать свою снасть, и брать в руки подсак. Сергей глушит мотор. Сидим и ждем, когда Антон управится с хищником. Но щука-полторушка сдалась она на удивление быстро, можно сказать, без боя. Лишь пришлось повозиться с тройниками, запутавшимися в сетке подсака. Воблеры снова пошли в воду. На этот раз я поставил взамен Crank Scouter дайвовского же «Дартиста». Форма у него более прогонистая, имеется акустическая система для привлечения хищника. Сейчас начнем привлекать… После заброса, как обычно, стравливаю немного плетенки. Закрыл дужку лесоукладывателя, шнур натянулся как струна, и через бланк удилища стали передаваться пульсирующие движения приманки. От одной мысли, что я ловлю на Ахтубе, где рыбы «как шпрот в банке», даже глаза зажмурил в сладком предвкушении - ну, сейчас начну! И начал! Только снова не я… Глушится мотор, я на подхвате. Сергей выкачивает хищника, взявшего Fighter. Щука заглотила воблер «по самые гланды». Ну и аппетит! Пришлось порядком повозиться, чтобы освободить приманку. С почином, Сергей Федорович!Идем дальше. Через время справа по борту уже Ашулук. На выходе из него небольшая пристань, с лодками сдающимися в аренду. Может из-за того, что сегодня рабочая неделя, а может из-за неприятного ветра, но желающих выйти на воду нет. Нам от этого, конечно же, не хуже, но здоровая конкуренция могла бы внести хоть какое то разнообразие. Это лучше, чем созерцать набегающие на борт лодки волны…Донный рельеф стал меняться. После прохода 5-метровой ямы, начался выход на песчаную отмель. Как только приманки застучали лопатками о грунт, у Антона клюнуло. По сравнению с двумя предыдущими хищниками, этот явно будет покрупнее… Сначала рыба пошла по дуге в сторону, а после того, как ее сопротивление было сломлено, начала зигзагами приближаться к нам. За время вываживания она так ни разу и не вышла на поверхность, а показалась только тогда, когда ее нужно было заводить в подсак. Сегодня для меня это уже привычная работа. Щуку весом в два с половиной килограмма я без труда перегрузил на борт лодки. Кстати, за все время пребывания на Ахтубе, это пока наша самая крупная рыба. Надеемся, что будут еще экземпляры более весомые.
Я пока что выступаю в роли статиста, и мне до конца непонятно, почему воблеры от Daiwa полностью игнорируются, а на Jaxon рыба реагирует неплохо? Получается, что троллинг, не так прост, как это может показаться, и для того, что бы понять все его нюансы, нужно потратить не меньше времени, чем на освоение любой другой ловли. Лично для меня - это занятие довольно однообразное. И, хотя при ловле под мотором уловы иногда могут быть весьма значительными, я, наверное, просто не готов променять джиг на троллинг. Неоспоримым преимуществом троллинга является облов больших площадей, с этим трудно поспорить. Зато при облове конкретной точки, ситуация в корне меняется. И тогда он становится малоэффективным. Наш экипаж пока не занимается ни тем, ни другим, а просто следует из пункта А в пункт Б, по ходу движения изучая рельеф протоки, с надеждой, что на наши воблеры будет отзываться активный хищник.
Песчаная отмель осталась позади, и теперь средние глубины составляли около четырёх метров. Мои «японцы» так и не проявили себя должным образом. Пришлось лезть в коробок с воблерами, искать подходящие модели. Из полутора десятков приманок, так или иначе подходящих для троллинга, я выбрал Thunder Crank от Storm, весом 10.6 грамма, с окраской «огненный тигр». Заглубление: от 2.4 до 4.5 метра, но под мотором можно загнать и поглубже. Его высокочастотная игра и раздражающая окраска должны привлекать хищника издалека. Лодка идет на малых оборотах, и я пытаюсь соблазнить хищников на поклевку. Спиннинг то поднимаю вертикально, то делаю короткие рывки, чаще всего – опускаю к воде, заставляя воблер бить лопаткой по дну. Как я ни старался, чуда не случилось, наверное, сегодня просто не мой день…
Вымотав очередного неудачника, ставлю Wiggle Wart. При весе двадцать грамм и длине всего семь сантиметров, это чудо можно вести глубже пяти метров. Он довольно хорошо управляем, отлично работает на разных скоростях. Если бы не утончение в хвостовой части, то приманка была бы похожа на колобок, настолько этот воблер имеет округлые формы. Смотреть в его огромные глаза без улыбки просто невозможно. Мне даже порой кажется, что такая разрисовка рассчитана больше на рыболова, а не на рыбу. И стоит только хищнику встретится с глазу на глаз с этим колобком, то он не только не попытается его съесть, а вообще сбежит из мест своего постоянного обитания. Так как особого выбора у меня нет, тестирую Wiggle Wart. Окраска такая же, как и у Thunder Crank, так что, на глубине он будет весьма приметным. После заброса и стравливания шнура, воблер в считанные секунды достиг рабочего горизонта, и буквально сразу начал не просто выстукивать дробь по дну, а, что называется, рыть землю. Пришлось спиннинг держать в повыше, пока глубина под нами не стала шесть метров. В это время уже заходили в Мангут. Справа по борту - крутояр с отвесной глиняной стеной. Протока делала плавный поворот влево, и на всем её протяжении под нами была яма, граничащая с берегом. В конце поворота Мангут превращался в длинный, прямой прогон, на дисплее эхолота быстро замелькали цифры, показывающие уменьшение глубины. Приблизительно на трех с половиной метрах у Антона и произошла очередная поклевка. Его спиннинг так и рвался из рук. На другом конце шнура рыба делала стремительные спурты, то вправо, то влево от лодки. А мы до последнего момента пытались угадать – что это за рыба? И были приятно удивлены, когда через время на поверхности появился слиток серебра, - в пойманном жерехе навскидку не меньше двух с половиной килограмм. Эту рыбу из семейства карповых Антон поймал впервые. От восторга лицо парня буквально сияло. В этот момент я вспомнил себя - когда впервые поймал щуку, как выманил из под коряги крупного голавля, как первый раз перехитрил судака… Эти чувства не передать словами, такие минуты запоминаются на всю жизнь. За Антона я был рад вдвойне. Хотя бы по той причине, что два дня он вообще не выходил на воду, как будто что-то знал, и берег силы для сегодняшней рыбалки. И еще потому, что завтра ему уезжать домой - покидая эти места, он увезёт прекрасные воспоминания и надежду вернуться сюда снова.
Идем дальше. Впереди прямой участок протоки, километра полтора. Ширина Мангута метров шестьдесят, с двух сторон он зажат высокими берегами, словно крепостными стенами. Несмотря на кажущуюся простоту, участок довольно интересный. Слева, по ходу движения, русловая зона с глубиной метра четыре, справа - выход на два с половиной. Как у самого берега, так и посередине протоки торчат стволы затопленных деревьев, оказавшиеся здесь во время половодья. Одно из них как раз у нас по курсу. Сергей ведет лодку мимо преграды, и как только наши воблеры оказались в непосредственной близости от ствола, его спиннинг моментально сгибается под тяжестью рыбы. Сегодня троллинг постоянно преподносит сюрпризы. На этот раз жертвой Fighter’а от Jaxon стал полуторакилограммовый судак. По харьковским меркам, это уже завидный трофей.
Зная, что судак предпочитает держаться стаей, предлагаю стать на якорь и обловить это место более тщательно. Из-за сильного течения, занять удобную позицию удается только с третьего раза. Чтобы всем троим было удобно ловить, бросаем два якоря. Лодка на растяжках стоит поперек течения. Теперь, вместо воблеров, в ход пошли силиконовые приманки. Как на реках, так и на водоемах без течения, любой закоряженный участок, и даже одиноко лежащая ветка - излюбленное место стоянки хищника. Проще напасть из засады, чем гонять добычу на открытом месте. Но только в этот раз Фортуна нам не улыбнулась. Двадцать минут мы безуспешно меняли приманки, манипулировали с весами джиг-головок… Пятачок перед завалом молчал. Пока мы экспериментировали, в двадцати метрах ниже поваленного дерева на поверхность дважды выходил крупный хищник. Такие пируэты свойственны только голавлю и жереху, тем более, что глубина в районе всплесков была около четырех метров. Снимаемся с якорей и привязываемся якорной веревкой за толстую ветку, торчащую из воды. Теперь пробуем обловить акваторию ниже завала. Первым делом в ход пошел «Трофи» от фирмы Acme, а немного позже - поверхностные миношки. Ни то, ни другое не сработало. В надежде, что хищник все же держится в этих местах, ставлю двадцатиграммовую джиг-головку и «Фишхантер» ядовито-зеленого цвета. Двух забросов хватило, что бы понять структуру дна. Ближе к лодке имелась небольшая ветка, о которую при проводке спотыкалась приманка. На третьем забросе, когда «Фишхантер» начал через неё переваливаться, у меня и случилась первая за сегодняшний день поклевка. Размашистой подсечки не получилось, так как рыба атаковала силикон почти под лодкой, и тем не менее, на шнуре заиграла небольшая, но приятная тяжесть. Все, что я успел увидеть в процессе вываживания, так это разинутую пасть упитанного берша, после чего рыба скрылась в глубинах Мангута. Ловля «на добивание» не получилась. В последующие пятнадцать минут у моих товарищей ноль, а я умудрился оставить две приманки висеть на корчах. Тут в протоку вошла лодка с нашими ребятами. И они, по всей видимости, тоже троллинговали. Если сегодня джиг не работает, то нужно использовать тот метод ловли, который дает результат…
Отвязываемся от ветки, и выдвигаемся дальше. Мое сердце по-прежнему тяготеет к японским воблерам, и поэтому в холодных водах я решил испытать оранжевый SH-60 Duel. Сергей направляет «казанку» к правому берегу, где глубина порядка 2.5 метра, и где у кромки воды, да и в самой протоке, стоят деревья. Как мне кажется, вероятность встречи с хищником здесь на порядок выше, чем на чистом прогоне. Не прошли мы и ста метров, как у Сергея на Fighter взяла щука килограмма на два. Значит, мое предположение подтвердилось. Спустя пять минут, когда воблеры шли в притирку к затопленным деревьям, хищником атаковал мой SH-60. Подвести его к лодке и взять в подсак оказалось делом техники. В щуке хоть и было около килограмма веса, но ей я был безумно рад! А то я уже стал думать, что совсем разучился ловить рыбу.
Вскоре мы подошли к участку, где Мангут круто поворачивает. С левой стороны, под обрывистым берегом, - десятиметровая яма, а справа - песчаный пляж, на котором мы высадились, чтобы передохнуть и размяться. Догнала нас, и причалила к берегу лодка друзей.Нам не терпелось удивить их своим уловом, мы наперебой начали рассказывать о пойманных щуках, жерехе и судаке… На что Гена молча достал огромного шереспера, в котором было, на глаз, не меньше четырех килограмм. Он был у них не единственным. Полуторакилограммового жереха взял и Игорь. Когда начали уточнять - где и как, то выяснили, что рыбу они поймали там же, где и Антон. Гена своего красавца соблазнил на девятисантиметрового «Карася» от Jaxon с заглублением до четырех с половиной метров, а Игорь - на LB-90 от Duel. Это сразу навело на мысль, что жерех сбился в стаю, а то, что был пойман на три разных воблера - как по цвету так и по форме, значит, активен. Никому из нас еще ни разу в жизни не доводилось попадать на жирующего жереха, и мы решили ещё раз проверить этот участок. Но, прежде пройдем все троллингом в обратном направлении… Закладываем лихой вираж, и начинаем пробивать десятиметровую яму. Для этой цели я достал самый глубоководный из тех, что были с собой, воблер – Bomber Deep Long A. При троллинге его можно загнать глубже шести метров. Яма пройдена, но чуда в этот раз не произошло. Зато у друзей, идущих за нами случилось такое, о чем я просто не в силах умолчать. При прохождении свала с десяти на шесть метров, приманка Алексея столкнулась с «подводной лодкой». Был сразу заглушен двигатель, и «казанка» немного подалась в сторону атакующего. Как рассказал сам Алексей, с подобным он и близко не сталкивался. Мультипликаторная снасть буквально вырывалась из рук, а плетенка сходила с барабана, как будто воблер зацепился за проходящий автобус. Пытаясь хоть как-то противостоять напору, он зажал рукой шпулю. После серии тяжелых и сильных рывков, плетенка провисла… Вымотав снасть, Алексей не обнаружил ни воблера Halco Sorcerer +3, ни 30-сантиметрового стального поводка. Шнур стоял 30 кг на разрыв, слабым звеном, скорее всего, оказался узел, которым был привязан поводок. Из-за этого был упущен трофей, который попадается, может быть, всего раз за всю жизнь! Почти одновременно мы тоже вели борьбу с крупной рыбой. Вернее, боролся Антон, а мы с Сергеем всячески пытались помочь, то словом, то делом. При проходе русловой зоны с глубинами четыре метра, Predator от Jaxon своей длинной лопаткой начал постукивать по бровке. В этот момент и произошла поклевка. Комплект снастей у Антона довольно мощный, но, тем не менее, спиннинг Daiwa Vulcan с тестом до сорока грамм гнулся до самого комля. Вываживание больше походило на перетягивание каната. Я советовал ослабить фрикцион и не форсировать события, но он не реагировал, слух у парня просто отключился, он продолжал тащить рыбу в сумасшедшем темпе. Трофей был более чем достойный, я даже сам удивился, что в столь короткое время Антон отвоевал у него почти всю плетенку. Уже возле борта лодки начали расходиться волны, а сквозь толщу воды виднелось большое серебристое тело, метавшееся из стороны в сторону. Я держал подсак, сначала принял рыбу за огромного жереха, чуть позже - за крупного толстолобика. Сложно было четко разглядеть хищника, который был ещё довольно глубоко, сквозь рябь на воде. Антон работал со снастью, как работают рыболовы, борющиеся с голубым марлином. Комель упер в живот, все тело работает на выкачивание. На написание этого короткого эпизода я потратил больше времени, чем Антон на борьбу с рыбой. Она еще не растратила сил, и уже под бортом лодки рвалась на коротком шнуре, как цепная собака. Я вынул ее подсаком, и передал Антону. Выброшенный в кровь адреналин заставил сердце бешено колотиться. Мы втроём глядели на пятикилограммового судака. Я таких раньше видел только на фотографиях.
Продолжение статьи...
Статья размещена с разрешения администратора сайта Федерации Рыболовного Спорта Харьковской области Алексея Ларькина.
Ссылка на первоисточник.